26 ноября 2024
Альянс по защите детей в цифровой среде представил учебно-методическое пособие «Риски в цифровой среде: диагностика, профилактика, коррекция».
Альянс по защите детей в цифровой среде, одним из основателей которого является «Ростелеком», представил учебно-методическое пособие «Риски в цифровой среде: диагностика, профилактика, коррекция», разработанное группой психологов Московского государственного психолого-педагогического университета совместно с ведущими экспертами крупнейших технологических компаний России – основателей и членов альянса. Пособие посвящено проблеме рисков цифровой среды, с которыми сегодня сталкиваются дети и подростки на разных этапах взросления, и адресовано педагогам, психологам, воспитателям, родителям и широкому кругу читателей, интересующихся вопросами воспитания и защиты детей в современном цифровом пространстве.
«В ходе исследований альянса мы выявили, что риски, с которыми сейчас дети и подростки сталкиваются в киберпространстве, переходят из технологических в разряд психологического воздействия. Именно поэтому возникла необходимость в подготовке учебно-методического пособия. Оно позволит родителям и педагогам общаться с детьми, выявлять паттерны поведения, свидетельствующие о психологических угрозах и оказывать детям помощь», – сообщила председатель Альянса по защите детей в цифровой среде Елизавета Белякова.
В пособии подробно рассматриваются цифровые риски в контексте трех возрастов – дошкольного, младшего школьного и подросткового. Показывается связь между психологическими особенностями конкретного возраста и характерными для него цифровыми рисками. Впервые введено определение цифровых рисков, с проявлениями которых сегодня сталкиваются дети в киберпространстве. Также представлен современный диагностический инструментарий, который позволит выявлять цифровые риски у детей и подростков, приведены рекомендации для педагогов, психологов и родителей по профилактике цифровых рисков, возникающих в различные периоды детства.
«Важно, чтобы данное пособие было доступно родителям и детям из разных социальных групп и регионов страны, чтобы все имели доступ к практическим советам по профилактике и борьбе с современными цифровыми рисками в сети», – отметила кандидат психологических наук, доцент кафедры «Юридическая психология и право» Московского государственного психолого-педагогического университета Елена Шпагина.
«Сегодня вызовы цифровой среды, в том числе касаются глубинных аспектов психологии детей. Большую опасность представляют так называемые “виртуальные маски”, когда истинная личность злоумышленника скрывается за вымышленными образами в Сети. Отдельное внимание стоит уделить преодолению цифрового разрыва между поколениями, что позволит создать атмосферу доверия в общении с ребенком, повысит авторитет самих родителей в глазах детей. Важно также усилить общее взаимодействие для формирования безопасной цифровой среды, где школа, семья и общество работают вместе на благо детей», – сообщила референт Управления Президента Российской Федерации по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи София Захарова.
Важность участия родителей в борьбе с цифровыми угрозами для детей поддержала и заместитель директора Департамента развития массовых коммуникаций и международного сотрудничества Минцифры России Екатерина Часовская. По ее словам, важно, чтобы те технологические решения, которые сегодня помогают обеспечивать информационную безопасность детей, – например, средства «родительского контроля», – были востребованы у самих родителей.
«Сегодня цифровые риски уже переходят в реальность, являясь в том числе и причиной, по которой ежегодно около 40 тысяч детей пропадают без вести. Это пособие поможет в борьбе с этими угрозами, ведь оно говорит, в том числе, и об одном из главных правил для родителей и учителей в рамках помощи детям – быть другом своему ребенку, выстраивая с ним доверительные отношения», – прокомментировала руководитель направления профилактики АНО «Центр поиска пропавших людей» Екатерина Красная.
Минцифры России, в том числе и через Госуслуги, активно занимается продвижением инструментов, которые призваны помочь детям избежать цифровых рисков. При этом стоит понимать, что интернет – это всего лишь одно из «окон» познания мира, во главе угла должны быть доверительные отношения между родителями и детьми, так как ни один самый современный и совершенный фильтр не заменит человеческого общения.
«В 2024 году в России наблюдаются интересные результаты по цифровой грамотности среди разных возрастных групп. Дети до 13 лет демонстрируют высокие оценки, но имеют трудности в понимании доменов и поисковых операторов, что требует дополнительного обучения. Подростки 14–17 лет также сталкиваются с проблемами, в частности, с облачными хранилищами; лишь треть из них умеет распознавать мошенничество в онлайн-играх. Это подчеркивает необходимость разрабатывать адаптированные образовательные программы, чтобы подготовить новое поколение к безопасному и эффективному использованию технологий», – сообщил директор Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Гребенников.